«УТВЕРЖДАЮ» Директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г.Махачкала ________________________ Х.М.Магомедов «_____» _____________________ 201__ г. Должностная инструкция педагога дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г.Махачкала. 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761 н от 26 августа 2010 г. (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638). 1.2 Педагог дополнительного должности директором «СЮН». образования назначается и освобождается от 1.3 Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу педагогической работы. Лицо, не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим опытом, знаниями, умениями (например, в области народных промыслов) и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, в порядке исключения, может быть назначено на должность педагога дополнительного образования. 1.4 Педагог дополнительного образования подчиняется заместителю директора «СЮН» по учебно-воспитательной работе. непосредственно 1.5 В своей деятельности педагог дополнительного образования руководствуется Конституцией РФ и РД, законодательством РФ по образованию, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Законами РД и РФ «Об образовании», «О языках народов Республики Дагестан», указами президентов РФ и РД, решениями Правительства РФ, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров РД, приказами Министерства общего и профессионального образования РФ и Министерства образования РД и органа управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами «СЮН» (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). 2 ФУНКЦИИ. Основными направлениями деятельности педагога дополнительного образования являются: 2.1 Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой. 2.2 Развивает их разнообразную творческую деятельность. 3 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ. Педагог обязанности: дополнительного образования выполняет следующие должностные 3.1 Комплектует состав обучающихся объединения, кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по его сохранению в течение срока обучения. 3.2 Осуществляет дополнительное образование обучающихся. 3.3 Организует разные виды деятельности осуществляет связь обучения с практикой. обучающихся, воспитанников, 3.4 Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм средств и методов работы (обучения) исходя из психофизической целесообразности. 3.5 Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся. 3.6 Участвует в разработке и реализации образовательных программ; 3.7 Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение; ведёт установленную документацию и отчётность. 3.8 Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. 3.9 Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.10 Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса. 3.11 Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях. 3.12 Оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь родителям (лицам их заменяющим), а также педагогическим работникам «СЮН». 3.13 Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, проводит инструктаж по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в журнале учёта работы объединений в системе дополнительного образования детей. 3.14 Оперативно извещает администрацию «СЮН» о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи. 3.15 Повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений, и других форм методической работы. 3.16 Участвует в работе Педагогического совета «СЮН». 3.17 Соблюдает этические нормы поведения в учреждении, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога. 3.18 Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. 3.19 Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребёнка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию и гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; содержание учебной программы; методику и организацию дополнительного образования детей своего объединения; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства, формирования основных составляющих компетентности; современные педагогические технологии. 4 ПРАВА. Педагог дополнительного образования имеет право: 4.1 Участвовать в управлении учреждением дополнительного образования в порядке, определяемом Уставом «СЮН». 4.2 На защиту профессиональной чести и достоинства. 4.3 Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 4.4 Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики. 4.5 На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. 4.6 Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний обучающихся. 4.7 Повышать квалификацию. 4.8 Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее, в случае успешного прохождения аттестации. 4.9 Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом СЮН. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 5.1 Педагог дополнительного образования несет ответственность по законодательству Российской Федерации и Республики Татарстан за качество выполнения дополнительных образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод. 5.2 За не использование и ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка «СЮН», законных распоряжений директора (его заместителей) и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией. Педагог дополнительного образования несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. 5.3 За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка, педагог дополнительного образования может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». 5.4 За виновное причинение учреждению дополнительного образования или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог дополнительного образования несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. 6. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ. Педагог дополнительного образования: 6.1 Работает в режиме выполнения объёма установленной ему рабочей нагрузки, в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых мероприятиях «СЮН» и само планирования образовательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки. 6.2 Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается заместителем директора «СЮН» по учебно-воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода. 6.3 Представляет заместителю директора «СЮН» по учебно-воспитательной работе письменный отчёт о своей деятельности объёмом не более пяти машинописных страниц в течение 5 дней по окончании учебного года, а также по необходимости . 6.4 Получает от директора «СЮН» и его заместителей информацию нормативноправового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами. 6.5 Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с администрацией и педагогическими работниками СЮН. 7. ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ. 7.1. Профессиональная компетентность - качество дополнительного образования «СЮН», обеспечивающих: действий педагога - эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; - владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; - использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции. 7.2. Коммуникативная компетентность: - эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; - установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; - умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социальнозначимых целей; - умение убеждать, аргументировать свою позицию; - владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации. 7.3. Информационная компетентность: - эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптация к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; формулировка методической коммуникативными способами; проблемы различными информационно- - квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; - регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной деятельности; - использование компьютерных и мультимедийных образовательных ресурсов в образовательном процессе. технологий, цифровых 7.4. Правовая компетентность: - эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной документации для решения соответствующих профессиональных задач. 8. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Администрация «СЮН» имеет право вносить изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию в связи с производственной необходимостью. Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у директора «СЮН», другой - у работника. С должностной инструкцией ознакомлен(а): ___________________(______________________________) (подпись) (расшифровка подписи) «____» ______________ 201__ год